Глава 6. Т-34 – бросок через Сахару
Владимир Зайцев
Это было в конце семидесятых годов двадцатого века. В одной из очень бедных стран, лежащих в центральной Африке, чернокожее правительство в угаре свежеприобретённой независимости решило, что им никак не обойтись без танковых войск. Они решили, что только грозные бронированные машины обеспечат этой нищей стране мир и спокойствие, а также уважение и опасение агрессивных соседей, которые только и мечтают напасть на бедных в прямом смысле африканцев и оттяпать у них кусок безводной пустыни или гор.
Начали они интересоваться ценами на танки и быстро выяснили, что цена трёх современных танков намного превышает их годовой бюджет.
В те годы СССР много и охотно помогал различным «развивающимся странам, пытающимся идти по социалистическому, (или хотя бы не по капиталистическому) пути развития».
Помогал тракторами и лекарствами, автоматами Калашникова и пушками. Ну а тем, кто очень просил и хотел, у кого природа позволяла, тем продавали за символическую плату, или по цене металла, а иногда и просто дарили вожделенные танки.
Сами понимаете, что детям вначале дают игрушки попроще, подешевле, да покрепче. Чтобы сломать не могли. Вот и нашим многочисленным «друзьям», «идущим по …. и так далее», давали вначале то, что попроще, то, что сломать затруднительно. Давали им проверенные временем Т-34 из старых запасов, резонно полагая, что если уж немецкие пушки их не сожгли, то чернокожим «социалистам», это тем более не удастся.
Свободные и независимые чернокожие «социалисты» прибыли в Москву и быстро договорились о поставке им бронетехники. В общем, договорились о поставке семи танков.
Почему семи? Сегодня трудно сказать точно.
Может быть, у этих чернокожих «социалистов» число семь — священное.
Может быть, у Президента было всего семь родственников, которым он только и мог доверить такую могучую и почти непобедимую технику.
Могло быть и так, что местные колдуны насоветовали президенту купить именно столько, и не больше.
Наконец, может быть, было и так, что денег, вырученных за продажу кофейных зёрен, хватило как раз только на семь танков и два тягача.
Сделка была совершена, но тут вдруг оказалось, что доставить купленные танки в эту страну не возможно! С севера на тысячи километров раскинулся безжизненный и безводный ад, именуемый пустыней Сахара, в которой ни путей, ни дорог нет, и не было.
С запада лежат многие тысячи километров глухих заболоченных джунглей без всяких намёков на дороги и мосты над реками. А даже если мосты и были, то рассчитаны они были построившими их зловредными колониалистами только на пять или десять тонн. Наверное, они уже тогда опасались, что гусеницы наших танков загремят по Африке.
С юга тоже пути не было, потому что там лежали страны, где вовсю шли войны, где ещё сидели у власти белые колониалисты, где по грудь в болоте, сжимая в руках верные «Калаши», шли в бой, распугивая крокодилов и бегемотов, борцы за свободу Африки.
С востока дорога была, даже железная. Только вот зловредные колониалисты сделали её узкоколейной. Наверное, специально для того, чтобы наши танки не поместились на её крошечных платформах с микроскопической грузоподъёмностью.
Однако наших крутых специалистов из специального отдела Внешторга, которые сами когда-то сиживали за рычагами управления танков и другой подобной техники, это не смутило. Они быстро рассчитали, как сделать так, чтобы бывшие колониалистские платформы-недомерки выдержали наши танки.
Но тут один из наших узких специалистов широкого профиля (известный в очень узких кругах), вспомнил, что эта колониальная узкоколейка проходит сквозь много туннелей, и что они настолько тесные и низкие, что танк через них не пройдёт по высоте.
Наши специалисты опечалились лишь на пару минут. Перекурили и выдали решение – снять с танков башни и поставить их на соседние платформы, установив потом на место.
Все обрадовались, и чуть было на радостях банкет не закатили.
Однако решили перепроверить, а вдруг там ещё что-нибудь не так: поворот крутой, мало места, мост не выдержит, или паровоз в гору не потянет.
Как оказалось — они не зря побеспокоились. Выяснилось, что туннели и карнизы, по которым проходила дорога, настолько узкие, что танк в них не проходит по ширине.
Начали тут наши опечалившиеся и в конец расстроившиеся специалисты вспоминать разные слова сокровенные из глубин Великого и Могучего русского языка. И строить из них конструкции: двух, трёх, четырёх и пятиэтажные. А один специалист, который в молодости имел счастье служить на флоте, тот даже семиэтажные конструкции строил, и при этом ни разу не сбился и не ошибся, чему его коллеги немало удивились.
Сидят они, громко выговорившись и много-много конструкций многоэтажных построив, молчат и тяжкую думу думают. Как выполнить контракт и указание ЦК КПСС об оказании помощи «молодому независимому государству, идущему….» ну и т.д.
Тут один наш специалист, ранее служивший в ВВС, предложил погрузить танки в транспортные самолёты и отправить их дружественному народу по воздуху.
Начали считать загрузки и центровки, радиусы действия и длину пробега. Кроме того, стоимость перевозки и возможности заправки самолётов для обратного вылета. Грустные получились результаты. Высчитали, что придётся с танков снимать башни, сливать всё горючее, снимать весь инструмент и запчасти, и даже по паре катков для облегчения.
Только тут опять появляется вездесущий узкий специалист широкого профиля и говорит, что в этой стране всего один аэродром, да и тот рассчитан на самолёты чуть крупнее Ан-2. А нашим тяжело гружёным транспортникам там не только не хватит длины полосы для посадки, да ещё и сама полоса только чуть ровнее, чем глухой просёлок в дремучем лесу возле города Урюпинска. Так что шины полопаются гарантированно.
Опять тоска на спецов напала.
Решили они посоветоваться с теми, кто и по сей день за рычагами если не каждый день, то уж через день точно сидит. Встретились, рассказали о своём горе. Рассказали о природе, показали карту, и замолчали, пригорюнившись.
А те специалисты-мастера: вождения, стрельбы и ремонта, которые сами себя «мазутой» зовут, потому что слишком часто приходится им в смазке руки пачкать, на карту смотрят и только посмеиваются. И говорят с улыбкой – «Танки грязи не боятся, а уж пустыню и тем более». И добавляют с прибаутками, что наша отечественная пустыня Кара-Кум, в которой они всего два месяца назад танки гоняли на испытаниях, пожалуй, покруче будет, чем эта хренова Сахара.
Удивились спецы из Внешторга: «Вы что – собираетесь через Сахару танки гнать?»
А мастера им и отвечают: «Так точно, ведь другой дороги-то нет».
Начали им тут вопросы задавать. А что? Да как? А что если? А когда? И ещё много…
На все заковыристые вопросы ответили наши спецы – «мазута».
Прошло пару дней, ведь время поджимало, и решать всё нужно было уже очень быстро, получают они приказ: «…подготовить танки для марш-броска через пустыню Сахара к столице дружественной страны».
Тут спецы составили длинный список того, что им было нужно. И, самое удивительное, что они это всё получили.
Танки подготовили, заменили вентиляторы на более мощные, запчасти упаковали, форму более подходящую для пустыни получили. Так же, как массу прививок, продуктов и медикаментов. Поезд отвёз их вместе с танками в Севастополь, а там как раз похожую технику для какой-то Арабии грузили. Погрузили и их семь танков и два тягача с запчастями, водой, продуктами, маслом, топливом и личными вещами.
Выгрузились они в Арабии, где их встретил представитель президента Негритянии, а так же целая толпа западных журналистов. Представитель, чтобы напугать всех врагов во всех пограничных с его государством странах, собрал пресс-конференцию и заявил, что теперь его стране не страшны никакие происки и нападения. У них будет мощный бронетанковый кулак из семи танков Т-34.
Рядовые западные журналисты, как и большинство журналистов вообще, знаниями не блещут. Стали они все вместе: кто смеяться, кто хихикать, а кое-кто и просто грубо ржать по-колониалистски, не стесняясь дипломатов и прочих официальных лиц.
Разнесли они как анекдот по всему белому свету, что ««Советы» чернож….., простите чернокожим, свои старые, ржавые танки продали, которые наверняка сломаются на первых же километрах пути через Сахару…»
Другие, упражняясь в остроумии, так, как они его понимают, стали доказывать, брызгая слюной и чернилами из «Паркеров», что километров пятьдесят танки пройдут, а потом от жары у них моторы заклинит – потому что по Сахаре, это не по снегам ездить.
Третьи делали допущение, что может быть они проедут даже сто километров, но после этого не выдержат водители, ведь в русских танках нет кондиционеров.
Наконец, кто-то бросил клич и в газетах и брокерских конторах стали заключать пари и ставить сотни и тысячи долларов, франков, марок и фунтов на то, что Т-34 не дойдут.
Журналисты в предвкушении сенсации, факта поломки и оставления в пустыне танков вылетали вслед им на лёгких самолётах. Проходил день за днём. Танки наматывали на гусеницы десятки и сотни километров по мёртвой, безводной пустыне, усеянной камнями и песком. Позади них на километры поднимался хвост пыли, по которому самолёты и находили маленькую колонну.
Как им не хотелось, но ни одного брошенного в пустыне танка журналистам обнаружить не удавалось. Вот уже и половина пути пройдена. Танки взбирались на барханы и то ли съезжали, то ли падали с них в облаках песка и пыли. Температура на солнце зашкаливала за пятьдесят градусов Цельсия и больше. Тогда танки пошли ночью, а днём отстаивались под натянутыми брезентовыми полотнищами.
Ставки в пари росли. На кону были уже сотни тысяч долларов.
А тогда это были ещё Большие деньги – не то, что сегодня.
Журналисты радио и телевидения упоминали о пари и об упрямых русских, которые на «старых, ржавых танках катятся себе по пустыне, как европейцы на «Мерседесах» по авто банам >». Эти сообщения сильно подогревало страсти азартных людей, поэтому ставки в этом тотализаторе росли непрерывно.
Русских, а позднее, по наследству и советских людей, на Западе очень не любили и не любят. Опасаются чего-то, не верят в нашу искренность и кристальную правдивость. В наше ангельское миролюбие, спокойствие, уважение и желание дружить.
Поэтому там ВСЕГДА распространяли о нас разные небылицы, иногда злобные, иногда тупые, а чаще и то и другое вместе. Причём, как по указаниям «сверху», так и по причине узколобого шовинизма и местечковой необразованности и злодейства отдельных персонажей, научившихся писать, а потому и марающих бумагу, стены домов и заборы своей тупой и злобной пачкотнёй. Так они пытаются скомпенсировать и преодолеть свои комплексы неполноценности и свою шизоидную зависть к нам – тупо высмеивая на расстоянии «этих русских».
Вот и в этот раз, хозяева этих стран спохватились, что у кого-то в их странах к русским добрые чувства появятся и «намекнули» хозяевам СМИ своих стран о том, что нужно «этих русских» грязью обмазать, да погуще!
Хозяева газет, радио и телеканалов стали требовать от своих репортёров, чтобы те продолжали антисоветскую пропаганду и привлекли для этого специалистов из военных.
Журналисты начали спрашивать у военных специалистов, когда, по их мнению, сломаются русские танки? Когда их бросят экипажи?
НАТОвские офицеры и специалисты, молодые и бойкие, давали прогнозы, которые не оправдывались. Журналистам становилось всё труднее высмеивать «этих русских». Один из них взял, наконец, интервью у одного пожилого немецкого полковника-танкиста из Бундесвера. Тот спокойно заявил, что знаком с этими танками, встречался с ними на полях боёв, и что ему очень повезло. Немногим повезло уцелеть после встречи с ними. И если эти танки дошли до Берлина в величайшей войне, то пустыню они пройдут, в этом нет, совершено никакого сомнения. Однако наёмные писаки постарались его мнение не упоминать.
И тут с самолёта заметили, что один из танков остановился между дюн. В западных СМИ поднялась волна мутной и злобной радости: «Сахара – убийца русских танков», «Сегодня встал один – завтра встанут все!», «Вот оно – начало конца!», «Ошибка русских медведей». Такие и подобные заголовки заполнили на Западе почти все газеты и новостные выпуски радио и телевидения.
Однако на следующий день им пришлось сменить тон. Потому что один из танков буксировал другой через барханы и каменные осыпи.
Журналисты западных СМИ ещё пытались упражняться в плоском юморе, но людям думающим, а тем более знающим, стало ясно – русские дойдут!
И они дошли. Все.
Через неделю в столице Негритянии состоялся парад, на котором прошли семь танков Т-34 и два тягача. В западных СМИ, пишущих на военно-технические темы появились микроскопические заметки, в которых нехотя, сквозь зубы говорилось о неожиданно высоком уровне надёжности русской военной техники, о небывалом мастерстве и упорстве водителей.
И, главное, о том, что если уж старая техника русских такова, то чего же можно ждать от современной, а поэтому с русскими, пожалуй, лучше жить в мире.
Огромные суммы в пари, заключённые по поводу марш-броска танков Т-34 через Сахару, выиграли пожилые немцы, которые знали, чего можно ждать от них и на что нужно ставить. А вся история послужила хоть немного, но улучшению отношения к СССР.
Кто-то задумался… Кто-то испугался… Кто-то заинтересовался…
Вот какой резонанс в мире вызвал всего лишь один марш-бросок наших старых танков через Сахару.
Группа наших офицеров, мастеров-водителей, преодолевших Сахару, привела технику в порядок, сдала её заказчику и провела там ещё некоторое время, обучая чернокожих офицеров и солдат мастерству применения танков.
Когда местные научились владеть техникой, командировка НАШИХ закончилась и они убыли домой, где получили заслуженные награды. Только вот история эта, к сожалению, осталась широко известной только в узких кругах. А жаль! Ведь это добавило бы гордости за свою страну, и каждый мог бы сказать: «Знай Наших!».
По материалам зарубежной прессы 70-х годов.
2005 г.