Если бандеровцы оккупируют Украину

Член ОО «ВХД «Вера и честь» писатель Владимир ЗАЙЦЕВ

В связи с событиями на Украине поднимаются новые темы взаимоотношения восточных славян. Эйфория и лёгкость, с которой «власть» во второй по численности населения, площади и потенциалу славянской стране испарилась и растворилась, побуждают маргинальный элемент, подкупленный и подзуживаемый силами издавна враждебными славянам к переформатированию всего нашего восточнославянского мира. В России и Беларуси есть над чем задуматься, особенно тогда когда вскрывается предельно реалистичная технология сноса популистских режимов. Всё это вовлекает славянскую цивилизацию в анархию и деградацию. У нас, в отличие от Украины, порядок и спокойствие, несмотря на ряд объективных и субъективных проблем. Но в связи с украинскими событиями возникла проблема, о решении которой следует подумать.

картаИ проблема эта связана с Полесьем. В ходе исторических перипетий получилось так, что исконно беларуское Полесье оказалось разделённым между народами Беларуси и Украины. Раньше это не вызывало никаких проблем и отрицательных эмоций. Теперь ситуация резко изменилась и стала нетерпимой. Последыши бандеровцев, захватившие власть на Украине, бандитствующие наймиты Запада уже вопят о том, что собираются освобождать Беларусь и особенно Полесье. От кого? От беларусов-полешуков и других живущих там добрых и работящих людей. И, наверняка так же, как и Волынь от поляков в 40-х годах, топором и огнём, пулей и петлёй!

Что же такого есть, что привязывает Полесье к Беларуси крепче экономики, государственности, политических гарантий, гос.идеологии? Ответ прост, хотя не осознан, не понят теми, кто сегодня отвечает за образование, воспитание и имеет власть – ИСТОРИЯ, а именно, этническая история. Ища истоки беларуской государственности, создавая замысловатые комбинации и мифы, можно родить политическую идеологию для учебника, по которому будут сдавать зачёты, но надо помнить, она не ответит на большинство важных вопросов.

Важные вопросы этнической истории, как всегда просты, КТО МЫ И ОТКУДА? Не хочу останавливаться на критике версий происхождения беларусов, это не продуктивно, они больше сами себя разоблачают, треща по швам, когда сталкиваются с неоспоримыми фактами событий, произошедших в пространстве и времени. Сумбур в головах — от школьников до государственных и научных мужей, заставляет усомниться, что мы вооружены знанием. Версия должна быть одна, укладывающаяся в логику и подтверждаемая фактами и событиями в соседних регионах. И, уж точно, не притянутая за уши, для обоснования нынешнего статус-кво.

Касаясь нашей темы, о белорусском Полесье, постараюсь начать не слишком издалека, но причины появления здесь славян начинаются в V веке. Это очень динамичный период славянской истории, который начался славянской экспансией в Карпаты, к Дунаю, на Балканы. Племена славян ходили походами во все эти регионы, жили там годами и десятилетиями, воевали и возвращались назад.

В середине V века в Причерноморье ворвались авары*, разгромили славян-антов* и, гоня их перед собой, ушли через Богемию (Чехия) в Паннонию (Венгрия). После их ухода, в северо-западной (современной) Украине возник сильный Дулебский Союз 13 славянских племён.

К VI в. произошло окончательное разделение дулебов* и лендзян* по реке Западный Буг, что привело к формированию отдельных общностей восточных и западных славян в будущем. Расселение дулебов шло с запада на восток до Днепра и на север в бассейн Припяти. Центром Союза считается селение Зимно и другие, на правом берегу Западного Буга и верховьях реки Турья, притока Припяти. Это очень важный момент. Именно от этой этнической доминанты берут своё начало будущие беларусы.

В начале VII в. в Центральной Европе произошли события, которые привели в движение цепочку других событий, по принципу «домино». Авары ослабели, что привело к независимости от них Хорватского Союза, в Иллирию из Богемии хлынули сербы, уплотнив славянское население по рекам Сава и Драва. Романское население выдавливалось на Дунай, превращаясь в сплошной поток, двигавшийся в сторону Византии. В середине VII в. болгарский хан Кувер добавил к этому потоку ромеев*, проживавших по р. Тиса в Паннонии. Вся эта латиноязычная масса переселенцев расселилась по левому берегу нижнего Дуная, эта местность стала называться Валахией.

До прихода волохов* на Нижнем Дунае обосновался славянский Союз Семи Родов, который не мог противиться экспансии многочисленных и организованных пришельцев, ему угрожала судьба славян Эллады- быть растворёнными. Но вмешались другие обстоятельства. В конце VII в. на Дунай приходит болгарская орда хана Аспаруха, изгнанная хазарами из Причерноморья. Волохам болгары не доверяли, как единоверцам Византии, а словене стали союзной пехотой и были переселены на правый берег Дуная к византийской границе, они и станут потом славянскими болгарами.

Кочевые тюрки-болгары заняли Валахию, а волохов вытеснили на север, в Карпаты. В VIII в. будущие румыны заселили Олтению (бассейн р. Олт) и Мунтению (Трансильвания), изгнав словен на северные склоны Карпат. Так, будущие украинцы вернулись на свою будущую родину. Дулебский Союз* начал разваливаться, а его племена стали попадать в зависимость и ассимилироваться словенами. Центр отходящих на восток дулебов переместился в междуречье рек Случь и Горынь.

Племена берзичей* и дреговичей*, теснимые словенскими лучанами* уходили на север к Припяти, восточнее оставался только Древлянский Союз* племён. Сегодня в нижнем течении Горыни стоит белорусский город Столин, само название которого обозначает у славян столицу. На другой стороне реки, невдалеке, деревня Хотомель, где археологами раскопан холм с многочисленными артефактами VIX вв. Ещё ниже по течению Горыни перед впадением в Припять, находится укреплённый холм Давид-Городка.

Далее, на Припяти стоит город Туров, столица одноимёного княжества с X в., которое можно считать началом белорусской государственности. В состав княжество входила Дубровица, контролировавшая слияние Горыни и Случи, ныне находящаяся на територии Украины. То есть, всё течение Случи и Горыни относится непосредственно к истории дреговичей*, которые были не ассимилированы, а вытеснены на север. Стоит добавить, что именно дреговичи назвали северный приток Припяти напротив, Случью, на которой выше по течению стоит город Слуцк.

Что же происходит дальше? Динамика ассимиляции и вытеснения остатков дулебских племён продолжается, бужане* переходят в словенскую доминанту и становятся известны как волыняне. Известна история исхода древлян* после убийства князя Игоря, его жена, княгиня Ольга, силой Киевского государства уничтожала древлянские поселения по рекам Тетерев и Уж. Таким образом, к XIII в. размежевание словен и дулебов примерно соответствовало нынешней границе между Украиной и Беларусью.

Начиная от монгольского завоевания, лесисто-болотистая местность южных притоков Припяти стала убежищем для славян Украины. Татарско-литовские, польско-турецкие войны, казацкие восстания последующих веков были причиной продолжения продвижения будущих украинцев до Припяти и Ясельды. Туров перестал быть этническим центром дреговичей, их важные центры смещались на северные притоки Припяти (Клецк, Копыль, Слуцк), бассейн Немана (Слоним, Волковысск, Новогрудок, Гродно), бассейн западных притоков Днепра (Заславль, Минск, Логойск, Друцк).

С приходом российской государственности, периодом СССР и в настоящее время, этническая ситуация стабилизировалась. Вариантов дальнейшего развития видится три:

1. новое объединение восточных славян.

2. ассимиляция пришлых насельников титульной национальностью в рамках существующих государств.

3. новое размежевание с переносом границ, опираясь на исторические факты.

Останавливаясь на третьем варианте, нельзя не учитывать, что такие ситуации, со всплеском националистической и антинационалистической активности, его и провоцируют. Выглядят естественными попытки украинских националистов оказать влияние на полешуков Беларуси. Государственная машина, обычно, аппелирует к соблюдению законов и Конституции, но нацию ничего не сплачивает больше, чем внятная этническая идеология и историческое право. А также наличие опасного внешнего врага.

То есть сознание того, что вот эти  — НАШИ, а вон Те – Чужие!

Для любого баланса необходимо равновесие. Я бы не называл некоторые факты, проистекающие из особенностей этнической истории беларусов, встречными претензиями к Украине. Но полешуки Беларуси должны понимать, что при всём украинском влиянии на культуру Полесья, её основу составляет дреговичско-древлянская этническая и культурная часть наследия племени древних дулебов. Об этом говорят все древние городища и могильники, памятники и артефакты материальной культуры полутора тысячь лет. Полесье для исторического сознания беларусов также важно, как Косово для сербов, Днепр для украинцев, Волга для русских.

Украинцы должны понимать, что территориальные претензии не только вредят добрососедству, но и призывают к переделу общего «учебника истории», перераспределению его страниц, которые являются общим достоянием восточных славян. Им стоит уяснить, что история далёких предков беларусов начиналась при отсутствии словен в верхних течениях Зап. Буга, Стыра, Случи и Горыни. И это нам так же важно для понимания КТО мы и  Нашего места в истории. Любое отступление от истоков и корней ведёт к потере себя, к деградации и превращению нации в безлико-серую, аморфную покорную массу убогих середнячков, к этно-культурному застою, который ещё именуют стасисом. Пример такого состояния этноса – египтяне. У них застой длится уже более 2500 лет или даже больше. Всё, чего достиг Египет, их предки достигли до этого момента.

В истории наступают различные времена, как общности, так и дробления, однако, Великим запоминается только то, когда мы были вместе и были способны к Большим, Великим Делам. Междоусобицы всегда досадны и достойны сожаления. Но всё несёт свой урок, в том числе и то: Что и Как не надо повторять, и Что ведёт к нашему ослаблению, когда теряем много, а приобретаем мало. Нашим ослаблением обязательно воспользуются наши исконные, многовековые, настоящие недруги с Запада, примером чего является распад Югославии с потерей Косова из славянского мира. И многочисленные и непрерывные попытки устроить у нас тоже самое.

Соблазны были и будут, амбиции пассионариев сиюминутны и не всегда уместны, а их ошибки исправляются веками, с затратой немалых сил, средств и, что самое печальное – крови и жизней братских народов. Наша земля, она общая, она терпит нас много тысяч лет. Можно вкапывать новые столбы и суетливо переносить их, поливая ради этого эту землю своей кровью, как это происходило не раз в прошлом. А можно стремиться к единству, усваивать уроки и не позорить себя и своих предков, которые этот путь давно прошли. И пришли к ЕДИНСТВУ, которое делало их несокрушимыми в боях. Пора нам вернуться к ПРАВИЛЬНЫМ решениям!

Источники: 

С.В. Алексеев   «Славянская Европа в VVIII веках». М Вече  2007

Ю.А. Шилов      «Истоки славянской цивилизации»   Киев     2004  с.179–293

Л. Н. Гумилёв   «Древняя Русь и Великая степь»       М Аст    2002  с.90 карта

Ю.Д. Петухов    «Супер Этнос руссов»                          М Рипол классик 2006 с.512–518

Ю.Д. Петухов \ Н.И. Васильева    «Евразийская империя скифов»    М Вече 2007  с.  81–180

Л.Р. Прозоров   «Русь языческая. Сумерки Русских Богов»    М Яуза-Эксмо 2007 с. 277–281

В.С. Янович      «Великая Скифия. История докиевской Руси»        М Алгоритм    2008  с.121

 

Справка

В 4-9 веках многочисленные протославянские и другие племена, в т.ч. кочевники, участвовали в так называемом Переселении народов. За эти века племена и народы многократно меняли место жительства, соседей и друзей, смешивались, исчезали и только к концу 8 века всё это переселение более или менее закончилось и границы устоялись, окончательно всё устоялось в 9-10 веках. Окончательное слияние племён в народы происходило вплоть до 20 века

Авары – обры – кочевой, дикий народ. Отличался крайней жестокостью и полным бескультурьем. Образовали Аварский каганат в 6-8 веках и жестоко угнетали дулебов и другие, подвластные им племена на Балканах и на сегодняшней Украине. Затем были разбиты и почти полностью уничтожены в отместку за прошлые преступления. На Руси существовало присловье: «Погибоша аки обры» = Погибли как обры. Они остались только в Венгрии осле 634г.

Cлавяне-анты – союз племён, образовавших в 7-8 веках славянское протогосударство. Занимали территорию между Дунаем и Днестром и по нижнему Днепру, Юж.Бугу.  смешались в 8 веке с дулебами и стали словене.

Дулебы — бужане = волыняне – племя, которое через ряд столетий, переселений и преобразований дало начало населению Украины жило на территории от Бреста и южнее до Галича. Слились  с лучанами, образовав племя волынян.

Дулебский Союз – союз родственных племён: дулебы, бужане, словене, лучане и др.

Ромеи – латиноязычный смесевой этнос, возникший из ссыльных римских преступников и частично ассимилированных при Риме местных племён. Позднее стали частью румынами, частью населением Византии. Жизнеспособных  и мощных государств не создали.

Союз Семи Родов – хорватские рода из 7 братьев, заселившие Далмацию после 626г. + лендзяне.

Славянские племена, составившие основу населения киевской Руси к 8 веку:    Полочане — около Полоцка. Северы жившие от Чернигова до Переяслава и далее на восток, Древляне жили от Турова до Киева.  Поляне южнее Киева. Радимичи от Смоленска до Чернигова. Уличи и Тиверцы вокруг Днестра между Прутом и Юж. Бугом.

Волохи – др. название смесевого этноса, ставшего позднее румынами.

Берзичи – племя жившее в районе сегодняшнего Полесья. К 9 веку слилось с дреговичами.

Дреговичи – славянское племя, занявшее территорию сегодняшнего Полесья и земли севернее него до сегодняшнего Слуцка и ставшие предками беларусов.

Словенские лучане – сильное славянское племя, жившее на территории сегодняшней Чехии и Словакии в 6-9 веках. Вышли из дулебского союза племён, а затем вошли в него.

Древляне – славянское племя, занимавшее территорию от Турова до Киева.